Организации инфраструктуры поддержки НКО: точки сборки, точки кипения

Организации инфраструктуры поддержки НКО: точки сборки, точки кипения

25.06.2019
99

В рамках форума «Сообщество» В Архангельске 22 июня состоялся семинар «Развитие инфраструктуры поддержки НКО на региональном и муниципальном уровне», на котором обсуждались вопросы, связанные с функционированием ресурсных центров по поддержке третьего сектора.

Несмотря на то что в последнее время инфраструктура поддержки НКО начала активно развиваться, многие до сих пор не понимают, зачем нужны организации, занимающие поддержкой НКО, отметила председатель Комиссии Общественного совета при Минтруде РФ по общественным коммуникациям и связям с регионами, член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ Светлана Маковецкая.
 
«Есть такие области, в которых представителям НКО не хватает компетенций, знаний, навыков, опыта, информации. И как раз организации, занимающиеся развитием инфраструктуры, предоставляют возможность повысить эти знания и компетенции с учетом специфики этой сферы деятельности», — утверждает она.
 
Еще один востребованный аспект работы организаций, занимающихся поддержкой НКО, — администрирование социальных проектов: ведение бухгалтерии, решение юридических вопросов и т.д. Как пояснила общественница, некоторые инициативные группы или организации в силу разных причин не хотят, кроме своей прямой деятельности — решения социальных проблем, заниматься еще и администрированием. И хорошо, если есть организация, которая берет на себя эти функции. 
 
«Они специализируются на потребностях НКО за счет того, что знают их проблемы и у них есть опыт нормального решения этих проблем, и таким опытом не обладают консалтинговые и другие агентства. Они знают проблемы, знают, как их решать, и обладают определенными компетенциями», — резюмирует эксперт.
 
Подобных организаций очень мало на муниципальном уровне, в некоторых регионах их вообще нет. Но не меньше НКО в работе таких организаций заинтересованы и органы исполнительной власти и местного самоуправления, которые, в соответствии с российским законодательством, должны оказывать НКО поддержку, которая может быть связана с обучением, предоставлением информации, площадок для мероприятий, офисов, поддержки особенных инициатив, предоставления транспорта и т.д. Все эти формы нефинансовой поддержки органу власти бывает трудно организовать, но на этот уровень сервиса выделяются средства и тогда привлекаются организации, которые выполняют эти функции. «Точки сборки или точки кипения», — назвала их Маковецкая.
 
По ее мнению, ресурсные центры — это, по сути, институты развития для преобразования социальной сферы, аналогично институтам развития малого и среднего бизнеса, и их деятельность нуждается в ресурсном обеспечении, и прежде всего в поддержке на государственном уровне. 
 
В отличие от бизнеса, инфраструктура НКО, гражданских институтов формировалась в условиях отсутствия государственной политики в этой сфере, которая в полной мере не выстроена до сих пор, поясняет директор Архангельского центра социальных технологий «Гарант» Марина Михайлова. С другой стороны, сами НКО не всегда доверяют подобным организациям, а зачастую просто не знают об их существовании. А ведь сегодня с усилением государственной поддержки требования к НКО возрастают, и вместе с ними растет востребованность организаций инфраструктуры. 
 
«Государство стало рассматривать некоммерческий сектор как сектор экономики: и денег ему дают, и в услуги пускают, и имущественную поддержку оказывают, но и в ответ предъявляют требования, которых раньше не было, — и к качеству оказываемых услуг, и к отчетности, ужесточаются требования контроля за трудовыми отношениями и т.д. А НКО оказываются к этому не готовы: у них нет ни ресурсов, ни времени, ни компетенций. Поэтому нужны помощники, которые знают эти потребности и знают, как их решить, нужна инфраструктура», — убеждена она. 
 
Для того чтобы охватить максимальное большое количество некоммерческих организаций, для развития инициатив на местах опытные ресурсные центры при поддержке Фонда президентских грантов пытаются помогать организовывать ресурсные центры на тех территориях, где их нет вообще, поднимать компетенции действующих ресурсных центров и формировать точки ресурсной поддержки на малых территориях, рассказала Михайлова. 
 
Сегодня в обществе нет четкого понимания, зачем нужны эти организации, поэтому необходимо информировать граждан, НКО о том, что такое ресурсные центры и почему они необходимы. Это важнейшая задача, подчеркнула она.
 
«Ресурсный центр — айсберг, верхушку которого мы видим: услуги, консультирование, обучение, информирование, помощь в сборе денег и т.д. А вот подводная часть — это центр общественного развития, который создает формальные условия, чтобы всем было хорошо: ведет переговоры, ловит интересные идеи и приносит их на территорию, помогает создавать всякие коалиции и знакомить тех, кто не знаком, мирить тех, кто вчера дрался. Работает на опережение. Объясняет людям, что активными быть хорошо, а не страшно. Помогает активистам найти друг друга и поверить, что они что-то могут. Если организация этим занимается, говорят: “У нас в регионе высокая общественная активность”», — утверждает общественница.

Семинар «Развитие инфраструктуры поддержки НКО на региональном и муниципальном уровне»




Информация предоставлена Общественной палатой РФ

Категория:  Новости Общественной палаты Архангельской области
Просмотры:  99

Возврат к списку