ЧИСТЫЙ СЕВЕР - ЧИСТАЯ СТРАНА

ЧИСТЫЙ СЕВЕР - ЧИСТАЯ СТРАНА

28.03.2019
848

РЕЗОЛЮЦИЯ

ПЕРВОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФОРУМА

АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЧИСТЫЙ СЕВЕР – ЧИСТАЯ СТРАНА!» 

26 февраля 2019 года в г. Архангельске состоялся первый экологический форум «Чистый Север – чистая страна!», организатором которого выступила Общественная палата Архангельской области при поддержке федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова».

В работе форума приняло участие более 300 человек: российские ученые, экологи, общественные деятели, представители исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, депутаты.

Открытый диалог общества с властью и бизнесом – это главная задача, которую ставили перед собой организаторы форума в рамках пленарных заседаний и работы четырех тематических дискуссионных площадок, посвященных вопросам экологического просвещения, новой системы обращения с ТКО, экологической безопасности и роли гражданского общества в реформировании системы обращения с ТКО.

В ходе работы форума инициировано создание регионального общественного экологического движения «Чистый Север – чистая страна!».

Организаторы выражают благодарность модераторам, гостям и участникам форума за состоявшееся конструктивное обсуждение экологических проблем, высказанные замечания, пожелания и предложения, которые вошли в итоговый вариант резолюции каждой из четырех площадок.

Резолюция площадки №1
 «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ»

Переход на новую систему оборота с отходами невозможен без реализации комплексных мер по экологическому просвещению граждан. Обсудив текущее состояние дел с экологическим просвещением в Архангельской области, участники площадки обозначили роль органов государственной власти и органов местного самоуправления, образовательных учреждений, общественных организаций и средств массовой информации в решении этой задачи и выработали следующие предложения.

Считаем необходимым рекомендовать:

1. Правительству Архангельской области:

1.1. Создать единую систему экологического просвещения для всех групп населения – от детского до «серебряного» возраста – с целью воспитания ценностного, эстетического, осознанного отношения к окружающей среде, формирования экологического сознания, используя для этого возможности библиотечной системы Архангельской области.

1.2. Провести на базе САФУ имени М.В. Ломоносова природоохранные акции, экологические мероприятия, эколого-краеведческие конкурсы совместно с федеральным государственным автономным образовательным учреждением «Центр природопользования и охраны окружающей среды Архангельской области», национальными парками «Русская Арктика» и «Кенозерский», государственным природным заповедником «Пинежский».

1.3.Обеспечить подготовку профессиональных кадров в сфере экологического туризма и организации работ в особо охраняемых природных территориях.

1.4. Проработать вопрос организации летних форм работы в сфере экологического просвещения: экологические лагеря, площадки, эколого-просветительские курсы («Вторая жизнь ненужных вещей», «Экология дома» и т.д.).

1.5. Продолжить реализацию природоохранного социально-образовательного проекта «ЭКОЛЯТА», включив в план областных массовых мероприятий с обучающимися образовательных организаций Архангельской области на 2019 год проведение областного слета участников данного проекта.

1.6. Совместно с Архангельским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны природы» организовать в 2019 году выявление лучших практик по организации деятельности на территории региона объединений «Школьные лесничества», в том числе через проведение регионального слета школьных лесничеств и регионального смотра-конкурса школьных лесничеств «Лучшее школьное лесничество».

2. Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»:

2.1. Совместно с государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Архангельский областной институт открытого образования» разработать эколого-просветительские программы профессиональной переподготовки (повышения квалификации) воспитателей, специалистов по культурно-досуговой деятельности, а также педагогов образовательных учреждений в области экологического образования и просвещения.

2.2. Создать на базе Интеллектуального научного Центра – библиотеки имени Е.И. Овсянкина Центр экологической информации и культуры для обеспечения полного, свободного и оперативного доступа к экологической информации всех категорий пользователей, экологического просвещения населения, воспитания новой культуры отношения человека к окружающей среде.

2.3. Создать при автономной некоммерческой организации «Школа Ксения» экологический клуб для школьников в целях проведения на его базе экологических часов, выставок, программных и иных экологических мероприятий.

Резолюция площадки №2
«РЕАЛИЗАЦИЯ 89 ФЗ «ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ» 

Применение на территории Архангельской области федерального закона, регламентирующего оборот с отходами, – важнейшая задача, решение которой зависит от совместных усилий органов власти всех уровней, представителей бизнеса, общественных объединений, а также активного гражданского участия.

Обсудив особенности перехода на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами в условиях Архангельской области, рекомендуем:

1. Общественной палате Архангельской области:

1.1. Организовать общественный контроль за ходом реализации ФЗ-89 на территории Архангельской области и деятельностью регионального оператора по обращению с ТКО.

1.2. Ходатайствовать перед депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Архангельской области о закреплении понятия «площадка временного накопления для целей перегрузки ТКО» и «перегрузочная станция» в ФЗ-89, а также об определении порядка их создания и требований к указанным объектам.

2. Всем заинтересованным сторонам сосредоточить свои усилия на внедрении системы раздельного сбора ТКО в Архангельской области и мерах по внедрению переработки вторичного сырья.

3. Архангельскому областному Собранию депутатов:

3.1. Рассмотреть на региональном уровне дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан (многодетные семьи, пожилые одинокие пенсионеры и инвалиды) в связи с введением новой коммунальной услуги по сбору, накоплению, транспортировке и сортировке ТКО.

3.2. Законодательно проработать действенные меры поддержки местных предпринимателей, занимающихся сбором, транспортировкой и переработкой вторичного сырья.

4. Правительству Архангельской области:

4.1. Ходатайствовать перед Министерством природных ресурсов Российской Федерации о разработке для территорий со сложными экономико-географическими и климатическими условиями и с низкой обеспеченностью объектами по обращению с ТКО механизма субсидирования из федерального бюджета.

4.2. Оказать содействие муниципальным образованиям Архангельской области в выделении финансовых ресурсов на создание и реконструкцию существующих и вновь создаваемых контейнерных площадок. В дальнейшем региональному оператору учесть данную статью расходов в Основах ценообразования и Правилах вывоза ТКО.

4.3. Поддерживать деятельность общественных организаций Архангельской области, организующих проведение общественной экологической экспертизы в рамках ФЗ «Об экологической экспертизе» по объектам размещения отходов, предусмотрев для этого выделение бюджетных средств и грантовых субсидий.

4.4. Обеспечить открытость планируемых решений в сфере обращения с ТКО. При необходимости вносить изменения в региональную территориальную схему для участия в реализации реформы оборота ТКО местных предприятий и предпринимателей.

4.5. Реализовать совместно с предприятиями по работе с ТКО реформу оборота ТКО в рамках концепции раздельного сбора отходов и их переработки, минимизируя объемы захоронений.

4.6. Изучить возможность переоборудования закрытых промышленных площадок (лесозаготовительные, асфальтобетонные, цементные и т.д.) под предприятия и объекты переработки ТКО.

4.7. Разработать особые требования к оказанию услуг по обращению с ТКО для граждан, проживающих в труднодоступных и малонаселенных населенных пунктах в отношении периодичности, способов и средств вывоза ТКО с их территорий.

Резолюция площадки №3
«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Соблюдение требований экологической безопасности должно являться неукоснительным условием реализации любого инвестиционного проекта на территории Архангельской области. Участники площадки считают, что наряду с государственной экологической экспертизой, любой проект по строительству объектов обращения с ТКО должен проходить обязательную общественную экологическую экспертизу, а данную норму необходимо законодательно закрепить на региональном уровне.

В этой связи рекомендуем:

1. Правительству Архангельской области:

1.1. При подготовке проектной документации строительства объектов обращения с отходами и выборе технологий руководствоваться наилучшими доступными технологиями, позволяющими осуществлять безопасную эксплуатацию объектов без ущерба для окружающей среды в северных условиях Архангельской области, на примере действующих промышленных предприятий.

1.2. В рамках государственной экологической экспертизы (при подготовке тома ОВОС) особое внимание уделить освещению программы планируемых мероприятий по охране окружающей среды, в том числе ведению мониторинга на объектах I категории в автоматизированном режиме с предоставлением данных мониторинга в режиме онлайн для широкого круга общественности.

1.3. Установить строгий контроль за соблюдением требований проектной документации при строительстве объектов обращения с отходами.

1.4. Изучить вопрос необходимости и процедуры установки инсинераторного оборудования в регионе. Совместно с региональным оператором организовать разъяснительную работу по вопросам установки и эксплуатации такого оборудования, а также организации вывоза отходов горения и их последующей утилизации.

1.5. Совместно с контрольно-надзорными органами федеральных органов государственной власти проработать вопрос об ужесточении ответственности руководителей предприятий и организаций за ведение деятельности в сфере обращения с ТКО и строительство без соответствующей разрешительной документации.

1.6. Рекомендовать на предпроектной стадии, реализуемых в сфере оборота ТКО проектов, в обязательном порядке проводить общественную экологическую экспертизу и оценку возможного негативного вреда здоровью населения. Техническое задание на подготовку материалов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) должно содержать проработку альтернативных вариантов, которые необходимо представить для общественного обсуждения.

1.7. Разработать регламент работы общественных экологических инспекторов, в обязательном порядке привлекать их к обсуждению вопросов строительства и эксплуатации объектов обращения с отходами.

2. Правительству Архангельской области и Архангельскому областному Собранию депутатов подготовить обращение в Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой дать четкое определение понятия «Экотехнопарк» на законодательном уровне.

3. Органам государственной власти при согласовании природоохранной документации для запуска в эксплуатацию объектов обращения с отходами руководствоваться принципами отсутствия негативного воздействия на окружающую среду и человека при соблюдении технологических режимов объекта.

4. Заказчикам строительства объектов обращения с отходами:

4.1. Проводить мониторинг существующего состояния окружающей среды до строительства и ввода в эксплуатацию объекта по обращению с отходами, с проведением в дальнейшем в установленных контрольных точках мониторинга состояния окружающей среды при строительстве и эксплуатации объекта.

4.2. При разработке проектно-сметной документации на строительство объектов по обращению с отходами предусматривать проектирование их последующей рекультивации с прохождением государственной экологической экспертизы.

Резолюция площадки №4
«РОЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕШЕНИИ
ВОПРОСОВ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ТКО» 

Важнейшая роль в переходе на новую систему обращения с ТКО отводится институтам гражданского общества. Приоритетными задачами, общественных объединений граждан являются: реализация функции общественного экологического контроля; участие в программах экологического просвещения и разъяснительной работы о необходимости перехода на новую систему обращения с отходами; инициирование и поддержка всех форм гражданского участия, направленных на решение конкретных экологических проблем региона.

Участниками форума внесены следующие рекомендации:

1. Использовать возможности Общественной палаты Архангельской области и некоммерческих организаций региона для выстраивания диалога между органами власти, бизнеса, экспертного сообщества и общественности.

2. Правительству Архангельской области и органам местного самоуправления Архангельской области:

2.1. Обеспечить системную работу в средствах массовой информации и социальных сетях по экологическому просвещению, а также организовать систему информирования населения с целью оперативного доведения актуальной и объективной информации в сфере обращения с ТКО.

2.2. Изучить возможность разработки региональных и/или муниципальных актов, обязывающих государственные, региональные и муниципальные структуры, учреждения, организации различных форм собственности устанавливать у себя специальные средства и оборудование для сбора отработанных высокотехнологичных отходов.

2.3. Рассмотреть возможность предоставления грантовой поддержки некоммерческим организациям, осуществляющим экологическое просвещение населения и реализацию экологических проектов в сфере обращения с ТКО, оказывать поддержку региональному общественному движению «Чистый Север – чистая страна!».

3. Правительству Архангельской области рассмотреть возможность оказать поддержку молодежному стройотрядовскому движению в части реализации новых экологических проектов.

4. Сделать форумы, подобные Первому экологическому, традиционными и регулярными, расширив круг обсуждаемых вопросов и статус экспертов за счет максимального использования научного потенциала, наработок и специалистов из Архангельской области.

В итоговый вариант резолюции не вошли предложения, прозвучавшие в ходе пленарного заседания и работы дискуссионных площадок форума, и поступившие в адрес Общественной палаты Архангельской области, которые в настоящий момент урегулированы федеральным или региональным законодательством либо не относятся к заявленной теме экологического форума, в том числе о предоставлении органами местного самоуправления организаторам массовых публичных мероприятий площадок в центральной части городских и сельских населенных пунктов, по проведению референдума Архангельской области о запрете ввоза на территорию Архангельской области отходов потребления и производства из других субъектов Российской Федерации и т.д.



Категория:  Новости Общественной палаты Архангельской области
Просмотры:  848

Возврат к списку